Простейший водный поход: третий разряд за него дают не зря, хотя на маршруте нет порогов и других естественных препятствий.
Спортивный водный туризм в России – это походы по рекам различного уровня сложности, за прохождение которых участники получают определенные спортивные разряды. Самый простой уровень – это маршрут первой категории сложности, при прохождении которого, в частности, в водном походе необходимо за 6 дней преодолеть 150 километров по любой спокойной реке, где может не быть естественных препятствий. За такой поход его участники получают третий спортивный разряд, а его руководитель – второй (предполагается, что он уже участвовал в походах первой и второй категорий сложности).
К слову сказать недавно в сети интернет был запущен интересный проект — интерактивный атлас (http://slinky.me), который может помочь в формировании представления о предстоящем маршруте. Атлас пока еще молодой, но база его знаний стремительно попалняется. Думается, что он будет достаточно полезным для туристов.
Почему же при отсутствии препятствий присваивается спортивный разряд? И настолько ли прост маршрут первой категории сложности?
Создание команды
Участники похода должны за шесть дней доказать, что они сработались в единую дружную команду, послушную воле руководителя и умеющую самостоятельно организовать собственный быт и передвижение по маршруту. Это одно из условий в туризме, и основы закладываются именно в простых походах. Здесь необходима общность интересов, одинаковые точки зрения, готовность друг другу помогать и в подготовке к походу, и в обустройстве походной жизни, и в преодолении препятствий.
Если окажется, что кто—то не сработался, ему не по душе целый день грести и вечером варить еду на костре, то в таком походе легко можно сойти с маршрута: обычно такие походы происходят в населенной местности.
Важно, чтобы руководитель мог быть в определенной степени психологом: от его действий сработанность группы зависит в наибольшей степени.
Препятствия
Да, на таком маршруте обычно не бывает порогов и выбирают его поближе к дому. Но это не значит, что на пути не будет препятствий. Это могут быть низко нависшие над рекой мосты, плотины с самым разным перепадом уровней, завалы, образованные упавшими деревьями.
Про опасные препятствия, которыми могут быть плотины, надо знать заранее, изучить их фотографии и описания, представлять внешние приметы, расположение по карте и готовиться к действиям по их преодолению.
Тактика прохождения препятствий, даже относительно несложных, требует тщательной проработки. Например, перепад воды на плотине может быть достаточно небольшим для прохождения байдарками, а может оказаться и многометровым, требующим не прохождения, а обноса. Это тоже надо продумать, определить, кому что делать, без суеты.
Даже простейший завал может быть опасным, если, уклоняясь от веток, экипаж перевернет байдарку. Поэтому надо быть готовыми, знать, что делать, и при необходимости обнести лодки вокруг завала или перетащить суда через него.
Быт
Запас продуктов можно пополнять по пути в населенных пунктах, но все снаряжение группа берет с собой: жилье на маршруте ждать не будет. Сработавшаяся группа, причалив на ночевку, сразу разгружает и выносит на берег свои суда, ставит палатки и собирает дрова для костра. Еду готовят дежурные, а у остальных в распоряжении появляется свободное время. Дальше – ужин и вечер у костра.
Хуже, если дополнительным препятствием оказывается непогода, но и с ней можно справиться, просто придется потом сушить намокшие вещи.
Руководитель проходит маршрут трижды
Сначала руководитель готовится, собирает карты, представляет себе все препятствия и действия на них, намечает график движения, оформляет маршрутные документы и получает в маршрутно—квалификационной комиссии (МКК) разрешение на совершение похода.
Затем совершается сам поход, где все намеченное осуществляется, выполняются планы и преодолеваются неожиданности.
После похода готовится отчет о походе. Приходится вспомнить и подробно описать все препятствия, действия группы по их прохождению, отпечатать фотографии. Все это показывается той же МКК, которая выдает справки – основание для получения разрядов.
Обычно в самом конце маршрута проводится общее собрание для разбора похода. Здесь каждый высказывает свое мнение о пройденном маршруте и о действиях всех участников и руководителя. Замечания могут заставить некоторых участников в будущем поменять свое поведение – или отказаться от дальнейших походов.
Не ради справок
Не справка о пройденном походе – главная цель. Важнее сам поход, вместе пережитые приключения и преодоленные препятствия. И завершение похода обычно совпадает с началом планирования дальнейших походов, а это значит, что прошедшие «единичку» стали настоящими туристами и мечтают о более сложных, дальних и интересных маршрутах, которые теперь вполне им по силам.
Удачных Вам походов, дружных компаний и хорошего отдыха!
Интересная статья! Спасибо. Любопытно стало еще, а как проходят шлюзы на байдарках?
Мария, спасибо 🙂 Вы какие шлюзы имеете в виду? ГЭС? Вообще на байдарках вроде шлюзы не проходят. Но вообще, у нас на Волге под Тольятти, лодки швартуют к большим кораблям, а пассажиры перебираются на корабль.
Да, имею в виду ГЭС. У байдарочников вроде есть маршрут, который называется «Золотое кольцо» — когда идут вниз по течению от Самары до Переволок, перетаскивают лодки до Усы, и оттуда опять вниз по течению до Самары. Но на этом пути ГЭС стоит. На себе что ли байдарки снова тащат?
Мария, что касается байдарок, перейти через плотину не получится по воде, только по суше. Касаемо именно нашей Жигулевской ГЭС, на подходе к плотине, по левую сторону, ближе к Тольятти, есть водосливная плотина с вертикальными задвижками и желтыми кранами. По правую руку, ближе к Жигулевску, здание машинного зала. Вот между этими двумя объектами, так называемая, земляная плотина, по которой и надо переходить. С той стороны, где водохранилище есть склон с бетонными плитами. Оптимальный вариант — пройти на байдарках ближе к середине земляной плотины, затем уже идти пешком с байдарками «подмышкой» 🙂
Кстати, если есть интерес, почитайте о Жигулевской кругосветке, очень захватывающе http://trumanoutdoor.ru/jkrugs.html