ГлавнаяАктивныеТуризм → Спортивный туризм в России: простейший водный поход

Спортивный туризм в России: простейший водный поход

Спортивный-водный-туризм-в-России

Простейший водный поход: третий разряд за него дают не зря, хотя на маршруте нет порогов и других естественных препятствий.

Спортивный водный туризм в Россииэто походы по рекам различного уровня сложности, за прохождение которых участники получают определенные спортивные разряды. Самый простой уровеньэто маршрут первой категории сложности, при прохождении которого, в частности, в водном походе необходимо за 6 дней преодолеть 150 километров по любой спокойной реке, где может не быть естественных препятствий. За такой поход его участники получают третий спортивный разряд, а его руководительвторой (предполагается, что он уже участвовал в походах первой и второй категорий сложности).

К слову сказать недавно в сети интернет был запущен интересный проект — интерактивный атлас (http://slinky.me), который может помочь в формировании представления о предстоящем маршруте. Атлас пока еще молодой, но база его знаний стремительно попалняется. Думается, что он будет достаточно полезным для туристов.

спортивный-водный-туризм-на-байдарках  водный-туризм-на-байдарках-фото

Почему же при отсутствии препятствий присваивается спортивный разряд? И настолько ли прост маршрут первой категории сложности?

Создание команды

Участники похода должны за шесть дней доказать, что они сработались в единую дружную команду, послушную воле руководителя и умеющую самостоятельно организовать собственный быт и передвижение по маршруту. Это одно из условий в туризме, и основы закладываются именно в простых походах. Здесь необходима общность интересов, одинаковые точки зрения, готовность друг другу помогать и в подготовке к походу, и в обустройстве походной жизни, и в преодолении препятствий.

Если окажется, что ктото не сработался, ему не по душе целый день грести и вечером варить еду на костре, то в таком походе легко можно сойти с маршрута: обычно такие походы происходят в населенной местности.

Важно, чтобы руководитель мог быть в определенной степени психологом: от его действий сработанность группы зависит в наибольшей степени.

Препятствия

Да, на таком маршруте обычно не бывает порогов и выбирают его поближе к дому. Но это не значит, что на пути не будет препятствий. Это могут быть низко нависшие над рекой мосты, плотины с самым разным перепадом уровней, завалы, образованные упавшими деревьями.

Про опасные препятствия, которыми могут быть плотины, надо знать заранее, изучить их фотографии и описания, представлять внешние приметы, расположение по карте и готовиться к действиям по их преодолению.

Тактика прохождения препятствий, даже относительно несложных, требует тщательной проработки. Например, перепад воды на плотине может быть достаточно небольшим для прохождения байдарками, а может оказаться и многометровым, требующим не прохождения, а обноса. Это тоже надо продумать, определить, кому что делать, без суеты.

Даже простейший завал может быть опасным, если, уклоняясь от веток, экипаж перевернет байдарку. Поэтому надо быть готовыми, знать, что делать, и при необходимости обнести лодки вокруг завала или перетащить суда через него.

водный-туризм-сплав-на-байдарках спортивный-водный-туризм

Быт

водный-туризм---сбор-палаткиЗапас продуктов можно пополнять по пути в населенных пунктах, но все снаряжение группа берет с собой: жилье на маршруте ждать не будет. Сработавшаяся группа, причалив на ночевку, сразу разгружает и выносит на берег свои суда, ставит палатки и собирает дрова для костра. Еду готовят дежурные, а у остальных в распоряжении появляется свободное время. Дальшеужин и вечер у костра.

 водный-туризм---приготовление-еды водный-туризм---вечер-у-костра

Хуже, если дополнительным препятствием оказывается непогода, но и с ней можно справиться, просто придется потом сушить намокшие вещи.

Руководитель проходит маршрут трижды

Сначала руководитель готовится, собирает карты, представляет себе все препятствия и действия на них, намечает график движения, оформляет маршрутные документы и получает в маршрутноквалификационной комиссии (МКК) разрешение на совершение похода.

Затем совершается сам поход, где все намеченное осуществляется, выполняются планы и преодолеваются неожиданности.

После похода готовится отчет о походе. Приходится вспомнить и подробно описать все препятствия, действия группы по их прохождению, отпечатать фотографии. Все это показывается той же МКК, которая выдает справкиоснование для получения разрядов.

Обычно в самом конце маршрута проводится общее собрание для разбора похода. Здесь каждый высказывает свое мнение о пройденном маршруте и о действиях всех участников и руководителя. Замечания могут заставить некоторых участников в будущем поменять свое поведениеили отказаться от дальнейших походов.

Не ради справок

Не справка о пройденном походеглавная цель. Важнее сам поход, вместе пережитые приключения и преодоленные препятствия. И завершение похода обычно совпадает с началом планирования дальнейших походов, а это значит, что прошедшие «единичку» стали настоящими туристами и мечтают о более сложных, дальних и интересных маршрутах, которые теперь вполне им по силам.

Удачных Вам походов, дружных компаний и хорошего отдыха!

Сохранить

Понравилась статья?! - подпишитесь на обновления по электронной почте, чтобы быть в курсе всех событий на сайте или следуйте за мной в социальных сетях, чтобы не пропустить новые интересные статьи.
Поблагодарите за интересную статью:

Комментарии к записи "Спортивный туризм в России: простейший водный поход"

Посмотреть последние комментарии
  1. Интересная статья! Спасибо. Любопытно стало еще, а как проходят шлюзы на байдарках?

    • Мария, спасибо 🙂 Вы какие шлюзы имеете в виду? ГЭС? Вообще на байдарках вроде шлюзы не проходят. Но вообще, у нас на Волге под Тольятти, лодки швартуют к большим кораблям, а пассажиры перебираются на корабль.

      • Да, имею в виду ГЭС. У байдарочников вроде есть маршрут, который называется «Золотое кольцо» — когда идут вниз по течению от Самары до Переволок, перетаскивают лодки до Усы, и оттуда опять вниз по течению до Самары. Но на этом пути ГЭС стоит. На себе что ли байдарки снова тащат?

        • Мария, что касается байдарок, перейти через плотину не получится по воде, только по суше. Касаемо именно нашей Жигулевской ГЭС, на подходе к плотине, по левую сторону, ближе к Тольятти, есть водосливная плотина с вертикальными задвижками и желтыми кранами. По правую руку, ближе к Жигулевску, здание машинного зала. Вот между этими двумя объектами, так называемая, земляная плотина, по которой и надо переходить. С той стороны, где водохранилище есть склон с бетонными плитами. Оптимальный вариант — пройти на байдарках ближе к середине земляной плотины, затем уже идти пешком с байдарками «подмышкой» 🙂

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля