Параплан – уникальное развлечение для начинающих экстремалов. Почему начинающих? В отличии от прыжка с парашютом, где вы падаете сверху вниз, на параплане все наоборот. Вы взлетаете снизу вверх. А это уже не так страшно, как прыгать в бездну.
Самое интересное в параплане – это единственная в своем роде возможность взлететь в небо свободно. Без мотора, крыльев, топлива и вообще какой-либо жесткой конструкции. Только вы, раскрытый купол-крыло над головой и облака…
А также инструктор в одной связке с вами – если это ознакомительный полет ради дозы адреналина, а не серьезное обучение на пилота сверхлегкой авиации.
Как происходит взлет?
Пилот надевает ветрозащитный комбинезон, шлем и подвесную систему, похожую на парашютную. К «крылу» она крепится стропами – тонкими и хрупкими с виду, но очень прочными по факту. Купол раскладывают за спиной плота, как крылья огромной бабочки. А дальше возможны варианты.
Если полеты проходят в горной местности, здесь все просто. Пилот разбегается, отталкивается ногами от обрыва и моментально взлетает.
Но есть и другой вариант, менее известный: полеты в поле, на равнине. Для этого понадобится специальная лебедка, которая пристегивается к пилоту спереди. После сигнала «старт!» трос начинает крутиться и тянуть вперед… и парапланерист бежит по полю до тех пор, пока купол за спиной не наполнится воздухом и не поднимет его ввысь. Достаточно скорости в 10 км/ч – или просто попутного ветра.
Сам взлет всегда происходит очень быстро. В считанные секунды пилот оказывается в воздухе и бежит уже не по полю, а в буквальном смысле по небу. Лебедка легко поднимает на высоту около 300 метров.
Как набрать и сохранить высоту?
Взлететь довольно просто. В некоторых летных клубах этому учат уже на первых занятиях, позволяя новичкам самостоятельно подниматься в небо при помощи лебедки. Гораздо труднее – набрать высоту. Это уже следующий этап обучения для более опытных пилотов.
Суть в том, чтобы ловить восходящие потоки воздуха. Тогда можно подниматься на высоту более 500-600 метров и значительно продлевать время полета – вместо стандартных 8 минут находиться в небе полчаса или даже дольше.
Вот, для сравнения, мировой рекорд на максимальную высоту – 4 526 метров. Есть еще рекорд неофициальный – высота 7000 метров над уровнем моря! Рекорд по дальности полета на паралане – 502 километра за 7,5 часов со средней скоростью 70 км/ч.
Сложность в том, что восходящие потоки воздуха есть не всегда. Надо заранее изучать прогнозы погоды и предугадывать благоприятные летные условия. И, конечно, хорошо разбираться в физике и аэродинамике, чтобы, например, отличать термические потоки воздуха от динамических.
Виды парапланов:
1. Классический параплан – это подвесная система, стропы и купол, напоминающий по внешнему виду спортивный парашют-«крыло». Но есть и другие варианты.
2. Мотопараплан – то же самое, что и обычный параплан, только пилот надевает на спину парамотор – крупный пропеллер, который помогает подняться в небо без лебедки, ветра и восходящих потоков.
3. Паратрайк, паралет или аэрошют – это уже летательный аппарат другого типа: с жесткой конструкцией, тележкой на колесиках с креслом для пилота и пассажира, парамотором и куполом. Именно на таких чаще всего «катают» всех желающих ради развлечения.
Интересные факты:
-
На параплане реально выполнить многие трюки из воздушной акробатики, такие как петли, спирали, развороты.
-
Параплан можно подготовить к полету всего за 10 минут.
-
Согласно статистике, параплан – самый безопасный из всех сверхлегких летательных аппаратов, например, безопаснее, чем дельтаплан.
-
Приземления на параплане происходят удивительно мягко – скорость гасится почти до 0 км/ч, пилот просто встает на ноги.
-
Параплан весит от 6 до 20 килограммов и легко помещается в сумке в сложенном виде.
С чего начать?
Итак, если вы хотите полетать на параплане, у вас есть два варианта: отправиться в полет в одной связке с инструктором или научиться подниматься в небо самостоятельно.
Первый вариант сейчас довольно распространен – коммерческие полеты проводятся часто и стоят не так дорого.
Второй вариант сложнее, но гораздо интереснее – выбрать летный клуб и записаться на занятия. Можно просто попробовать подниматься на лебедке без инструктора и на этом закончить, а можно пройти полный курс обучения и получить удостоверение пилота-любителя сверхлегкой авиации.
Екатерина Северная,
автор блога «Сделай жизнь ярче»