Во многом, считающаяся вторичной, культура страны восходящего солнца, действительно, в самом начале была «детищем» китайской. Однако довольно быстро связь прервалась, страны развивались параллельно (не без взаимного влияния, конечно же). Нельзя не отметить обусловленность уникального стиля Японии особенностями менталитета ее жителей. Географическая изолированность, специфический климат, частые землетрясения, тайфуны вылились в своеобразное восприятие природы как живого существа, способность наслаждаться сиюминутной красотой. Сформировавшееся таким образом мировоззрение нашло отражение во всех видах искусства Японии, мы же остановимся на изобразительном.
Сходства и различия китайского и японского стилей
Традиционная живопись Китая, как портретная, так и пейзажная или жанровая, разительно отличается от западной. Отличается не столько качественно, сколько самим подходом, идеей, философией. Упор сделан здесь не на игру светотени, цветов, а на мастерское, доведенное до совершенства использование линий. Японское искусство ушло еще дальше от живописи в европейском ее понимании; это уже, скорее, каллиграфия: преобладают не пятна туши, а линии. Меньше красочности, картины не столь насыщены, господствует минимализм. Например, монохромный пейзаж с одним ярким цветовым пятном – красным заходящим солнцем.
Оригинальная техника суми-ё
Япония является родиной возникшего из искусства каллиграфии стиля суми-ё (однотонный рисунок акварелью на рисовой бумаге), который по праву можно считать блестящим воплощением философии минимализма: несколько точных движений кистью передают то, для чего художнику-реалисту понадобилось бы сложное, насыщенное мельчайшими подробностями полотно.
Традиционный китайский стиль в работе современного автора. Присутствуют все основные черты: акцент на пятнах краски, игра с цветами, «цветы и птицы» – один из излюбленных сюжетов.
Пример работы в технике суми-ё. За кажущейся небрежностью стоит мастерство, каждый взмах кисти доведен до автоматизма годами тренировки.
Интересный факт: отдельные художники могли специализироваться в каком-то одном сюжете, например, бамбуке или бабочках. Зато уж в изображении бабочек такому автору не было равных.
Влияние японской культуры на западное искусство
В культурной традиции и Китая и Японии были периоды подражания европейским художникам и попытки возрождения древних традиций. Любопытен и обратный эффект: периодические всплески интереса к культуре востока в Европе и Америке. Широко известный пример – «Натюрморт с ирисами» кисти Ван Гога 1889-го года, являющийся стилизацией под японские рисунки на деревянных дощечках.
Угасание интересадиционной живописи: школа Нихонга
Последний всплеск «настоящей» японской живописи произошел в 1920-1930-х годах (школа Нихонга). Достаточно синтетический стиль, разработанный оппозиционными деятелями искусства, стремящимися сохранить национальную самобытность. Использовались сложные визуальные эффекты, при отсутствии особо глубокого смысла картинам была свойственна утонченная формальная красота. Как пример можно привести работу Кавафунэ Мисао «Чистый тон», написанную в 1936-м.
Что касается состояния на данный момент, то всерьез традиционной живописью занимаются лишь единицы, как в Японии, так и за ее пределами. На почве непопулярности академического искусства расцветают массовая культура и всевозможные андеграундные течения, что является закономерным процессом для любого государства.
Творческих Вам успехов!
Хорошая статья! Хотя стало грустно , что мало современных художников пишут по традиции!
Японская техника проникает даже в наш провинциальный городок. Молодые девчонки с удовольствием изготавливают цветы по японской технологии.
А как называется Ваш городок? ))
Японская живопись и японское изобразительное искусство вообще, всегда было очень своеобразным и запоминающимся. Да и вообще вся культура Японии, сформировавшаяся самобытно и в отрыве от остального мира. И не думаю, что когда ни будь Япония её утратит, всё таки, не смотря на видимость равнодушия современной молодёжи к древним традициям, в самой Японии традиции очень сильны. А изменение и частичное забвение, это «проблема» всего современного мира, но так было всегда — так что зачем грустить, думаю это останется на века. 🙂
Мне же лично очень по душе аниме, как японский образец изобразительного искусства. Всё же следование буддийским доктринам и изучение самой жизни, во всех её проявлениях, всегда было японской отличительной чертой. А для просвещения современной молодёжи — это лучшее, что может быть. Так этого не хватает большинству российских мультфильмов и фильмов…
Кстати, мне очень нравится подход воспитания детей, разговаривая с ними на одном языке и создавая заинтересованность, а не заставляя. Аниме, как раз, наверное, тот случай, когда через то, что подросткам интересно вкладывает гораздо более глубокий смысл, в общем воспитывают.
Какая красотааааа!!!!
Мне очень нравится китайское искусство. А еще очень нравится то, что людям этой страны с детства прививают любовь к прекрасному. У них даже в школе есть такой предмет — Природолюбование.